Абу Сабир (abusabir) wrote,
Абу Сабир
abusabir

Когда отметить Курбан-Байрам в Башкирии и Татарстане?

Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!

Не поленитесь, пока не наступил этот завтрашний день, читайте и передавайте другим.

На одном из сайтов Башкортостана появилась статья: «25 октября — Курбан-байрам (во избежание разногласий)».

http://www.islamrb.ru/reklama-na-sajte/1890-25-oktyabrya-kurban-bajram.html

В этой статье, пытаясь объяснить, почему же будут проводить 25-го, привели в доказательство фетву шейха Усеймина и фетву Юсуфа Кардави, которые не относятся к делу.

Во-первых, их слова:

Дело в том, что на днях возникли разногласия относительно даты праздника — как в России, так и за рубежом. Дабы снять подобные противоречия сообщаем следующее. Позиции ученых разных стран различаются относительно даты. Однако они сходятся в одном: необходимо праздновать в тот день, как это делают на твоей территории.

Правда ли это?

Возможно, в каких-то странах кто-то поступил подобно муфтияту Бушкортостана и Татарстана, однако в исламских странах, в арабском мире единогласно все будут праздновать день жертвоприношения 26 октября, вместе со всем миром.

И если уж представители этих муфтиятов идут в противоречие с тем, что объявили представители муфтиятов в Москве (а страна всё-таки — Россия, а не Башкирия), то почему тогда не могут мусульмане отдельных районов Башкирии совершать праздник так, как положено?

Во-вторых, была предпринята попытка поддержать свои утверждения словами учёных:

Так, Ибн Усеймин в Сборнике фетв (т.19, с.41) сообщает: «Если повелитель страны велит соблюдать пост или разговляться, то следует подчиняться ему, если это тот вопрос, в котором нет единства. Решение правителя снимает разногласия. Основываясь на решения правителя, поститесь, разговляйтесь, как это делают жители страны. Что касается дня стояния на горе Арафат, следуйте тому определению, какому следуют жители страны, в которой проживаете, независимо от того, совпадает ли этот день с датой, выбранной на вашей родине».
Это касается и Башкортостана.


Хорошо, что для начала был выбран человек из числа учёных Ахлю-Сунна, авторы статьи знают куда целят и кого пытаются запутать, но это хорошо, что мусульмане будут больше знать об этих именах.

Даже если не рассматривать фетву целиком, что мы сделаем, то в ней речь идёт о правителе страны, то есть шариатском правителе. Россия, как известно, государство неверующих и стало быть вопрос подчинения в отношении шариатских положений сюда не относится.

Далее. Понятное дело, что чаще всего этот вопрос возникает в отношении Рамадана, потому как в этом случае возможно различное установление месяца. Где-то его увидели, где-то нет. Что же касается стояния на Арафате, то вопрос отличается без сомнений. И раз уж редакция сайта решила опираться на мнение уважаемого шейха, то давайте будем последовательны и продолжим в этом вопросе его и придерживаться?

http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/article_1960.shtml

والحاصل أن هذا هو حكم هذه المسألة أن العلماء اختلفوا فيها وعلى كل حال فإذا كنت في بلد فصوم معهم وأفطر معهم أما بالنسبة لرؤية هلال ذي الحجة فإن المعتبر بلا شك البلد التي فيها إقامة المناسك فإذا ثبت الهلال فيها عمل به ولا عبرة ببقية البلدان وذلك بأن الحج مخصوص بمكان معين لا يتعداه فمتى ثبت رؤية ذي الحجة في ذلك المكان وما ينسب إليه فإنه يثبت الحكم حتى لو خالفه بقية الأقطار.

...Суть вопроса в том, что в положении этого вопроса разногласили учёные и в любом случае, если ты находишься в определённой стране, то постись с ними и разговляйся с ними. Что же касается зрительной фиксации месяца зуль-хиджа, то нет сомнений, что в этом нужно опираться на страну, в которой проводятся обряды Хаджа. И если месяц установлен в ней, то нужно действовать, опираясь на это и не обращать внимания на остальные страны. Это потому, что Хадж совершается в одном определённом месте и когда в этом месте устанавливается начало Зуль-Хиджа и то, что из этого следует, устанавливается именно это положение, даже если кто-то будет противоречить ему в разных уголках мира.

Как видим, всё обстоит не совсем так, как хотят представить.

Далее, авторы говорят:

В нашем же регионе возникла такая ситуация: 25 октября 2012 года (четверг) объявлен в Башкирии выходным — как для мусульман, так и для немусульман. Выходные и праздничные дни определены уже за три месяца. Поэтому перенести праздник в республике не представляется возможным, и праздновать Курбан байрам следует именно 25 октября. А Аллах знает лучше.

Отсюда мы видим, что праздник объявили за три месяца. Каким же образом?

В шариате есть два метода определения месяца:

1. Обнаружением на небе месяца.

2. Установлением завершения предшествующего ему месяца.

Максимальное количество дней в лунном месяце 30. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями». аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

Это касается как Рамадана, так и других месяцев.

Здесь мы видим некоторое противоречие между тем, что вообще сообщается на этом сайте. А сообщается на нём в другой статье:

http://www.islamrb.ru/reklama-na-sajte/1879-opredeleno-vremya-provedeniya-prazdnika-kurban-bajram.html

Как сообщили в Духовном управлении мусульман РБ, мусульмане республики отметят Священный праздник Ид-аль Идха (Курбан Байрам) 25 ноября. По словам Председателя ДУМ РБ муфтия Нурмухамета Нигматуллина, в связи с тем, что в Башкирии сохраняется пасмурная и облачная погода и проследить рождение луны нет возможности, день проведения Священного праздника назначается в соответствии с данными обсерватории. Таким образом, Ид-аль Идха приходится на три дня 25, 26 и 27 октября. В республике Башкортостан день 25 октября будет нерабочим, выходным днем.

Что мы понимаем из слов муфтия? Что луну пытались увидеть. Что мы понимаем из слов редакции до этого? Что праздник просто объявили заранее.

Давайте остановимся для начала на мнении муфтия. Луну не видели, значит должны были отсчитать предыдущий месяц до 30 дней, в соответствии со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Давайте посмотрим на такой вариант.

У нас был месяц Рамадан, который, как известно длился 30 дней и праздник, то есть 1 шавваля было 19 августа.

Остаётся Шавваль и Зуль-Ка’ада. Есть несколько вариантов и мы не будем смотреть на то, что календарь все эти месяцы вёлся и известен. Просто рассмотрим варианты:

1. Допустим, что в Шаввале было 29 дней, конец приходится на 16 сентября, стало быть 1 Зуль-Ка’ада 17 сентября и если 15 октября соответствует 29 дню месяца, а луны не увидели, то нужно добавить ещё день, считая, что в Зуль-Ка’ада 30 дней, то есть заканчивается он 16 октября и Зуль-Хиджа начинается 17 октября. Стало быть 9 Зуль-Хиджа — это 25, а 10 — это 26-ое октября. Это один вариант.


2. Допустим, что в Шаввале было 30 дней, тогда 1 Зуль-Ка’ада соответствует 18 сентября, 29 Зуль-Ка’ада приходится на 16 октября. Луну не увидели, значит надо добавить число месяцев до 30, стало быть Зуль-Хиджа начнётся 18 октября. В этом случае 9 Зуль-Хиджа это 26, а 10 — это 27 октября. Это другой вариант, его нигде не объявляли.

Итак, с Шаввалем разобрались. Так какими же расчетами руководствовались, чтобы 10 Зуль-Хиджа выпало на 25 октября?

Очевидно такими, о которых сказала редакция сайта: праздники были объявлены за три месяца. Однако, по факту они были объявлены ещё в 2011 году: http://www.bashinform.ru/news/396035/

Как же понимать слова муфтия и на какие такие обсерватории он опирается в отсутствии хорошей погоды?

По единогласному мнению учёных начало месяца и его конец определяется по видению месяца, либо, как уже было упомянуто, если не было видно луны, то месяц считают 30-дневным.

И это мнение ханафитов, которое передаёт в книге Радд аль-Мухтар ‘аля дар-аль-Мухтар Ибн ‘Абидин:

(قَوْلُهُ: وَلَا عِبْرَةَ بِقَوْلِ الْمُؤَقَّتَيْنِ) أَيْ فِي وُجُوبِ الصَّوْمِ عَلَى النَّاسِ بَلْ فِي الْمِعْرَاجِ لَا يُعْتَبَرُ قَوْلُهُمْ بِالْإِجْمَاعِ، وَلَا يَجُوزُ لِلْمُنَجِّمِ أَنْ يَعْمَلَ بِحِسَابِ نَفْسِهِ، وَفِي النَّهْرِ فَلَا يَلْزَمُ بِقَوْلِ الْمُؤَقِّتِينَ أَنَّهُ أَيْ الْهِلَالَ يَكُونُ فِي السَّمَاءِ لَيْلَةَ كَذَا وَإِنْ كَانُوا عُدُولًا فِي الصَّحِيحِ كَمَا فِي الْإِيضَاحِ

«(И не обращается внимание на временные расчёты) — то есть в вопросе обязательности поста для людей и даже в вопросе определения даты «Аль-Ми’радж». На их слова не обращают внимания и на это указывает единогласное мнение учёных. И недозволенно астрологу действовать на основе своих расчетов. И не говорится на основе их слов, что месяц появится в небе в такую-то ночь, даже если они заслуживают доверия, и это более правильное мнение, как упоминается в «Аль-Идох»

Сказал Хафиз Ибн Хаджар: «Передал Ибн аль-Мунзир о единогласном мнении, что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста!» (Фатхуль-Бари, 4/147)

Имам Ибн Къудама говорил: «Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост недействителен, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)! Дело в том, что такой метод вычисления поста не является шариатским доводом, на который дозволено опираться, и наличие такого способа все равно, что его нет. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: „Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц“, а в другом хадисе сказал: „Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну!“» См. «аль-Мугъни» 3/9.

Времени осталось не так много, но, опираясь на вышесказанное, можно с полной уверенностью сказать: завтра, 25 октября богобоязненному мусульманину стоит поститься, а приносить жертву нужно 26 октября в этом году. Будьте спокойны, вы найдёте немало таких мусульман, для которых важна не назначенная правительством Башкортостана дата, а те даты и те сроки, которые установил Всевышний Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Для кого важны не противоречивые слова с одного из сайтов, а слова учёных. В том числе и учёных-ханафитов, чей мазхаб распространён в этой республике.

Уа Ллаху А’лям.

Написал Абу Сабир ‘Али 8 зуль-Хиджа 1433, что соответствует 24.10.2012.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments